Психология толпы. Каждому знакомо ощущение тревоги, дискомфорта и даже эмоционального истощения на рынке, в магазине либо кинотеатре. Толпа предполагает некую угрозу личности — от растворения нашей индивидуальности до реальной физической угрозы.
Коллективное безумие
Человек, попавший в толпу, быстро становится ее частью, песчинкой в урагане гнева, паники, он практически не может сопротивляться захватившей его стихии эмоций и действует как все. Если рассматривать толпу как самостоятельный организм, то ее поведение можно сравнить с поведением больного в психотическом состоянии, так же смотрите где найти психолога в Курске.
Нелогичность мышления
Психолог и их поступки не поддаются рациональному объяснению, а совершаются под воздействием эмоциональных импульсов, при этом толпа мало чувствительна к импульсам извне, но чрезвычайно быстро распространяет их внутри самой себя.
Это именно то, что называют «накалом страстей». Орава людей живет настоящим, не задумываясь о последствиях. Главная ее задача — удовлетворить сиюминутную потребность, будь то желание убежать либо жажда обладать кумиром.
Восприимчивость к информации
Любое сказанное слово легко обретает реальные очертания, слово «Стреляют!» может вызвать молниеносную реакцию как паники, так и агрессии в отношении правоохранительных органов. И не важно, что никто не собирается стрелять, кому-то показалось, что он слышит звук выстрела, а само слово «стреляют» мгновенно спровоцировало массовую галлюцинацию.
Неспособность рассуждать
Массы просто принимают или не принимают информацию. Они исключительно подвержены влиянию извне, легковерны, лишены способности к критике. Как правило, они консервативны и категоричны, поэтому новшества им чужды, они предпочитают идти знакомым путем.
Даже если изначально митингующие имеют некий план действий, то, превратившись в скопление людей, они утрачивают первоначальные цели. Толпа импульсивна, изменчива, возбудима, ей близки только простые и крайние эмоции: ярость, любовный экстаз, паника.
Стремление к экстремизму
Все силы направлены на разрушение, даже тогда, когда люди бегут от внешней угрозы — в этом случае они уничтожают сами себя. Открытый Зигмундом Фрейдом инстинкт смерти — танатос — дремлет в глубине души каждого из нас.
В толпе стираются социальные запреты, и танатос вырывается наружу, малейшее пререкание немедленно вызывает агрессию, препятствие — ярость.
Поэтому наиболее легко подхватываются идеи о несправедливости, мести и разрушении. Толпа легко находит для себя врагов и объединяется против них.
Чувство «мы» усиливает ощущение общности, при этом массам присущ нарциссизм — «мы» идеальны и правы во всем, а виноваты во всем «они».
А когда есть только «мы» — не может быть персональной ответственности, никто ни в чем не виноват. Безответственность порождает агрессию — от мародерства до людоедства. Известны случаи, когда толпа разрывала и даже поедала своих врагов.
Читайте больше: